В Пензе никогда не было трамвая с электродвигателем, однако с 1935 по 1937 год существовала пассажирская трамвайная система на дизельной тяге.


Описание сети 

В 1935-1937 гг. в Пензе работал узкоколейный дизельный трамвай-мотовоз. Трамвай был открыт по мере серьёзных проблем с перевозкой рабочих в городе. Один-единственный состав курсировал между центром города и важным рабоче-индустриальным районом около Велозавода, позднее известным как завод ЗИФ, и на самом деле являвшимся засекреченным военным заводом, где было занято 39000 человек. Завод стал главным инициатором строительства трамвая. Движение трамвая было закрыто через 2 года после пуска в связи с чередой технических, эксплуатационных, административных и экономических проблем.

История 

1935 - Открывается движение трамвая от Драмтеатра до Велозавода по ул. Бакунина, ул. Плеханова, по тоннелю под железнодорожным узлом вокзала Пенза-I, ул. Кузнецкой, ул. Пролетарской, Заводскому шоссе.

Осень 1937 - Трамвайное движение закрывается.

Путевое хозяйство

Длина пути: 2,8 км

Колея: 750 мм

Линия была полностью однопутной, с двумя тупиковыми конечными, оборудованными разъездами для оборота моторного вагона вокруг своих прицепов. Трамвайная линия использовала тоннель под железнодорожным узлом вокзала Пенза-I, построенный ещё до революции, и сохранившийся по сей день в качестве пешеходного тоннеля. Трамвайные пути были уложены кустарным методом, некачественно, отдельные кривые имели слишком малый радиус. Как следствие, сходы с рельс являлись нормой, в одном случае вплоть до переворота состава. Как правило, сходы с рельс разрешались путём постановки вагонов обратно на рельсы пассажирами.

 

Работа сети

Единственный трамвайный состав курсировал в челночном режиме. Трамвай работал непредсказуемо, с хроническими задержками и частыми отменами рейсов. Сеть эксплуатировалась горкомхозом, но при этом техническая поддержка обеспечивалась Велозаводом, что на практике означало вакуум ответственности. В дополнение, трамвай приносил горкомхозу большие убытки.

Подвижной состав

Дизельный моторный вагон + 2 прицепа (1935)

Весь подвижной состав сводился к одному моторному и двум прицепным вагонам, составленными в один поезд. Вагоны отличались своеобразым дизайном, не отвечавшим стандартам трамвостроения тех времён. Двери выходили лишь на одну сторону. Сцепное устройство было упрощённого кустарного типа. Предположительно вагоны были собраны на Велозаводе. Техническое обслуживание производилось силами Велозавода. В результате неудачного слива топлива, моторный вагон претерпел возгорание, но был восстановлен.


 

«И каждый с надеждой глядит в потолок 
Троллейбуса, который идет на восток» (В. Цой)